Продолжая использовать сайт, Вы подтверждаете свое согласие на использование "cookie" в соответствии с Политикой конфиденциальности

20.11.2025

Весовой контроль в России: что нужно знать об изменениях в 2025 году

С начала сентября в России вступил в силу новый закон в сфере грузоперевозок. Теперь водителей грузовых автомобилей обязаны проходить весовой и габаритный контроль «по требованию должностного лица, уполномоченного на проведение постоянного рейда». Эта поправка в Уставе автотранспорта стала ответом государства на проблему уклонения от взвешивания со стороны недобросовестных перевозчиков. Как ужесточение законодательства влияет на автоматизацию процессов и систему штрафов, читайте ниже. 

Что такое рамки весового контроля и зачем они нужны

Рамки весового контроля (их часто называют автоматизированные пункты весогабаритного контроля, АПВГК или WIM – weigh-in-motion) – это комплексы над или у проезжей части, где с помощью датчиков и видеокамер автоматически измеряют массу, распределение нагрузки по осям и габариты проезжающего транспорта.

Главная цель – защитить дорожную инфраструктуру (мосты, асфальт, обочины), повысить безопасность движения и снизить экономические потери от преждевременного разрушения дорог из-за перегрузов. Современные рамки фиксируют номер, фотосъемку, момент измерения и автоматически формируют протокол или предупреждение оператору. 

Как работают на практике

Автоматические рамки содержат индукционные петли, тензометрические датчики или дорожные весы WIM, камеры распознавания государственного регистрационного номера и систему сопоставления с базами (карты, реестр перевозчиков). Когда грузовик проезжает рамку, система оценивает вес по осям, суммарную массу и размеры кузова.При превышении пороговых значений сигнал уходит в диспетчерский пункт или в ГИБДД для дальнейшей проверкии оформления протокола. На федеральных трассах такие комплексы интегрируют в единую автоматизированную систему. 

Федеральные трассы и региональные дороги – в чем разница в контроле

На магистралях федерального значения идет масштабная программа установки и восстановления автоматизированных пунктов весогабаритного контроля. Такие рамки имеют приоритет, работают в режиме 24/7 и интегрированы с едиными базами данных (Росавтодор/ГИБДД). На федеральных дорогах требования к допустимым нагрузкам и порядок остановки и проверки строже и унифицированы на федеральном уровне.

Если говорить о региональных и местных дорогах, то ответственность за организацию контроля на них частично перекладывается на региональные администрации и владельцев дорог. Они могут вводить дополнительные ограничения, устанавливать собственные пункты контроля и согласовывать допустимые режимы движения для тяжелого транспорта в зависимости от состояния дорожной сети.

Где работают рамки весового контроля

По данным Счетной палаты России, значительная часть автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК) в стране остается неработоспособной. Многие регионы сталкиваются с проблемами при вводе таких комплексов в эксплуатацию из-за технических неисправностей и дефектов дорожного покрытия в зонах контроля. При этом ведется активная работа по расширению сети АПВГК на ключевых автомобильных магистралях федерального и регионального значения.

Для получения актуальной информации о работе пунктов можно обратиться к специализированным ресурсам, таким как https://dorplace.ru/weight-frames, где актуальные данные действующих рамках  весогабаритного контроля в России.

Реализация этих проектов направлена на повышение безопасности дорожного движения и сохранность дорожного полотна. 

Допустимые параметры 

Габариты:

  • ширина – до 2,55 м
  • высота – до 4,0 м
  •  длина:одиночное авто – до 12 м, автопоезд – до 20 м

Масса:

  • максимально допустимая общая масса – до 44 тонн (для автопоезда)
  • для одиночных авто – до 18-26 тонн (в зависимости от числа осей) 

Нагрузка на ось:

  • одиночная ось – до 10 т
  • двухосная тележка (между осями ≥1,8 м) – до 18 т
  • трехосная тележка (≥1,3 м между осями) – до 24 т

Для спецтехники и негабарита требуется специальное разрешение. Его можно получить через госпорталы или с помощью аккредитованных операторов. 


Кто и в каких случаях штрафуется

За нарушения весогабаритных параметров применяются административные санкции к водителю, к должностным лицам и к собственнику/организации-перевозчику. Водитель – за нарушение правил движения и отказ пройти контроль.Должностные лица перевозчика– за выпуск перегруженного ТС. Юридическое лицо – за систематические перегрузы и отсутствие контроля веса. 

 

Размеры штрафов (КоАП РФ, ст. 12.21.1, редакция 2025)

 

Превышение массы или нагрузки на ось до 10%

Водитель: 1 000–1 500 рублей

Должностное лицо: 5 000–10 000 рублей

Организация: 50 000–100 000 рублей

Превышение на 10–20%

Водитель: 3 000–4 000 рублей

Должностное лицо: 10 000–20 000 рублей

Организация: 100 000–200 000 рублей

Превышение на 20–50%

Водитель: 5 000–10 000 рублей

Должностное лицо: 20 000–40 000 рублей

Организация: 200 000–500 000 рублей

Превышение более 50%

Водитель: 10 000–15 000 рублей

Должностное лицо: 40 000–50 000 рублей

Организация: 500 000–600 000 рублей


При этом в России был принят закон, который вводит трехлетний, до 1-го марта 2028-го года, мораторий на штрафы за перегруз для мусоровозов. 


Нововведения – что важно знать

С 18 июля 2025 года вступили в корректировки, предусматривающие ответственность участников процесса транспортировки груза за нарушение правил движения тяжеловесов и крупногабаритов. Некоторые изменения ужесточают ответственность за нарушения, допущенные при прохождении весогабаритного контроля.

Основания для штрафов:

  • Отказ или уклонение от прохождения весового и габаритного контроля;
  • Несоблюдение требований остановки в пунктах контроля;
  • Движение с нарушениями в зонах автоматического весогабаритного контроля;
  • Несоблюдение дорожных знаков и разметки в зонах контроля.

Размер штрафа за каждое из вышеперечисленных нарушений составляет 600 тыс. руб. и грозит собственникам транспортных средств, в отношении которых были выявлены нарушения. При этом если нарушение зафиксировано в отношении транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, ответственность несет водитель, в аналогичном размере – 600 тыс. Руб.

Однако есть и позитивные изменения:

  • Исключено разделение наложения штрафа на водителя, должностных и юридических лиц при превышении допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 см. Теперь штраф в размере 150 тыс. рублей налагается только на собственника транспортного средства.
  • Снижен размер штрафов для собственников ТС за превышение без спецразрешения габаритов или массы в определенных пределах:
  • При превышении габаритов на 10-20 см / 10-20% – штраф снижен с 375 тыс. до 300 тыс. рублей.
  • При превышении габаритов на 20-50 см / 20-50% – штраф снижен с 525 тыс. до 450 тыс. рублей.
  • При движении ТС без спецразрешения штраф за превышение габаритов или массы более чем на 50% или 50 см остался прежним – 600 тыс. руб. 

Советы для водителей

  •  Взвешивайтесь заранее на складах или автопредприятиях.
  •  Учитывайте осевую нагрузку, а не только общий вес.
  •  Проверяйте документы на груз.При несоответствии штрафуют и водителя, и компанию.
  •  При движении через рамки весового контроля снижайте скорость, не перестраивайтесь.
  •  Если перегруз обнаружен, разгружайте часть груза или получайте спецразрешение.